комитет по торговле

Комитет по торговле СПб ТПП обсудил вопросы, связанные с возможным запретом возвратов и изменениями арендных отношений для нестационарных торговых объектов

09.08.2018

2 августа 2018 года в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по торговле СПб ТПП.

 

Председатель Комитета по торговле СПб ТПП Ольга Волкова проинформировала о международном опыте регулирования возвратов непроданных товаров. Отмечалось, что практика возвратов используется в современной европейской розничной торговле и не ограничена на законодательном уровне. В странах ЕС возврат продукции поставщикам  считается добросовестной коммерческой практикой, а запрет на возврат как раз напрямую противоречит общепризнанному европейскому тренду рационального использования нереализованной продукции, так как увеличивает количество списаний и объем утилизации еще пригодной к употреблению продукции.

 

В частности, Постановление Правительства Франции 2016 года о перераспределении продукции, подлежащей уничтожению торговыми сетями регламентирует, что все крупные ритейлеры обязаны заключить соглашения с зарегистрированными в стране благотворительными продовольственными фондами либо другими благотворительными организациями для передачи им продукции, чей срок годности подходит к концу. При выявлении случая отказа от этой практики ритейлер будет оштрафован на €3,750. При передаче годных к употреблению, но запланированных уничтожению товаров продовольственным фондам, ритейлер получает налоговую льготу в размере 60% от общей суммы товаров, переданных на благотворительность, если она превышает 0,5% годового товарооборота. Так, затраты французской сети Leclerc на отправку 1 тонны фруктов и овощей на благотворительность снизились с €372 до €65 за счёт налогового вычета, который при этом превысил стоимость стандартного варианта утилизации (€213).

 

Мария Филиппова, Заместитель председателя Комитета по торговле СПб ТПП, менеджер по связям с общественностью и государственными органами ООО «Лента» сообщила о рисках для предпринимательского сообщества в случае принятия законопроекта. По ее мнению, запрет возвратов нецелесообразен. Это связано с тем, что в случае запрета федеральные торговые сети могут лишиться регионального ассортимента, в котором испытывают потребность. Это может произойти вследствие повышения логистических затрат поставщиков, которые последние сочтут экономически невыгодными и примут решение о прекращении сотрудничества. В то же время региональные торговые сети и традиционная розница, где доля местного ассортимента критически высока, лишатся возможности сдерживать рост розничных цен, так как региональные поставщики будут вынуждены компенсировать возросшие затраты и потери от выхода из ассортимента федеральных игроков.

 

Коммерческий директор ООО «Велле» Александр Соколов отметил, что его продукт не подлежит вторичной переработке и подлежит утилизации по окончании срока годности. Поправки в Закон о торговле, принятые в 2016 году, не решили поставленных задач и требует процедуры оценки фактического воздействия. Закон не дал никаких уникальных дополнительных возможностей для локальных производителей, так как только продукт, в известной степени инновационный способен открыть себе путь на полку. Вторая задача – ограничить маркетинговые и рекламные выплаты производителями сетям в 5% - не улучшила положение поставщиков продукции и не снизила доходность сетей. Третья задача - исключить конкуренцию между производителем и сетью- изначально несостоятельна, так как сетям необходим продукт, а производителю – каналы сбыта, поэтому они не конкуренты, а партнёры. Гораздо важнее усиление  конкуренции между производителями и мотивация сети работать с крупным производителем. Так, локальный производитель несет дополнительные риски и трудозатраты. Для выполнения этого тезиса необходимо было бы вносить антимонопольный закон о производителях, по сути носящий антиглобалисткий характер (например, запрет крупным производителям занимать более 50% полочного пространства, по аналогии с ограничением доли торговым сетям в 25%). Таким образом, принятые поправки в Закон сделали прозрачными условия работы, которые ранее были достоянием закупщика и производителя, нивелировав усилия переговорщиков и со стороны сетей, и со стороны производителей. Поправки к Закону 2016 года дали основание новым переговорным кампаниям, в том числе, и через маркетинговые агентства, что увеличило расходы производителей.

 

Новый законопроект, предлагающий полный запрет возвратов, также не решит всех проблем участников рынка, но исключит одну точку формирования потерь производителя и повысит ответственность сети за заказ. Наша компания, учитывая специфику продукта, не принимает возвраты от торговых сетей. Однако, в некоторых  исключительных случаях мы производим обмены или списания, и это повышает взаимную лояльность, но не приводит к расцениванию возврата, как неотъемлемой части сотрудничества. Мы доставляем продукцию с помощью логистических компаний на распределительные центры по всей территории России, и в этих условиях только сети несут ответственность за корректность заказа, за своевременность выкладки товаров на полки. Производители, которые готовы взять на себя бремя возвратов, полагаю, имеют на это основание и финансовые возможности.

 

Выступление председателя Союза малых предприятий Санкт-Петербурга Владимира Меньшикова было посвящено новой редакции проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», разработанного Министерством промышленности и торговли РФ, в части арендных отношений в нестационарных торговых объектах. Выступавший обратил внимание на 2 проблемы, которые возникнут в случае принятия законопроекта в существующем виде: 1) запрет передавать часть объекта в аренду третьему лицу может привести к тому, что будет запрещено даже заключить договор на охрану, 2) без торгов договор аренды сможет продлеваться только один раз. Соответственно, при желании продолжить работу торгового объекта, нужно будет его разрушить, вернуть землю городу, выиграть торги и снова его выстроить. Было решено предложить данную тему для обсуждения другим торгово-промышленным палатам, чтобы увидеть региональный срез по проблеме.

 

Другой темой заседания стали меры по профилактике продажи алкогольной продукции несовершеннолетним. Старший помощник прокурора города по правовому обеспечению, старший  советник юстиции Елена Бухарина обратила внимание на необходимость широкого просвещения несовершеннолетних о вреде употребления табака, алкоголя и наркотиков и сообщила, что Прокуратура Санкт-Петербурга проводит большую информационную работу по данной теме, но для повышения ее эффективности не хватает содействия населения и обратной связи.

 

Владислав Цветков, генеральный директор Коммуникационного агентства «Правда», представил зарубежный опыт социальных информационных кампаний в сфере противодействия употребления алкоголя и табака несовершеннолетними. По его мнению, в России отсутствует системная контрпропаганда употребления табака, алкоголя и наркотиков. В числе основных причин, почему не работают проводимые социальные кампании, были названы «баннерная слепота» современных людей, проблемы технического исполнения, смысловой подачи и нерелевантности образов.           

Екатерина Иванова, менеджер по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям компании Балтика, представила опыт организации в предупреждении продаж алкоголя несовершеннолетним. Проект «Пивной дозор» направлен на работу с продавцами: в зоне оплаты размещены стикеры «Есть 18? Подтверди», а кассирам выданы памятки с выдержками из закона о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним.

 

В завершение мероприятия Ольга Волкова отметила, что торговые сети готовы поддержать инициативы по размещению рекламных материалов в магазинах для информирования покупателей о законах по продаже алкогольной продукции.