IMG-20201208-WA0038

Госзаказ и другие эффективные инструменты повышение конкурентоспособности экономических субъектов в условиях пандемии

11.12.2020

Были рассмотрены на круглом столе «Участие МСП в процедуре госзаказа», организованном Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой. Прямая трансляция мероприятия состоялась 8 декабря 2020 года в финале первого дня XVIII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).

 

«Заказ – Деньги – Товар - Деньги», - так, по мнению Юрия Бурчакова, президента СПб ТПП, и модератора круглого стола, должна выглядеть эффективная схема помощи бизнесу сегодня.

 

«Руководствуясь этой логикой, мы пригласили представителей государственного заказа от профильного Комитета Санкт-Петербурга и ГУП «Петербургский метрополитен», являющегося крупнейшим заказчиком города. Думаю, что предпринимателям необходимо знать и о тех мерах поддержки, которыми они могут воспользоваться, обратившись в Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга (Фонд)».

 

О том «что может сделать город для бизнеса, а бизнес для города» рассказал Александр Жемякин, председатель Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга. Основной акцент в своем выступлении он сделал на   особенностях работы в новых реалиях и задачах, которые решаются петербургской системой госзаказа.

 

«В силу изменений в законодательстве, коснувшихся проведения заказчиком прямых закупок товаров (работ и услуг), весь объем продукции (услуг) теперь можно приобретать у единственного поставщика. Одним из инструментов данного вида закупок является Электронный магазин».

 

Александр Жемякин обратил внимание на то, что 13% закупок в городе по единственному источнику проходят через Электронный магазин, и это «не ковидовская история», а традиционные канцелярия и образовательные услуги на сумму 2 млрд. рублей.

 

Он сообщил, что на стадии приемки находится мобильное приложение данной системы, призванное упростить порядок участия в закупках. По мнению председателя Комитета, единственным минусом мобильной версии, запуск которой запланирован на начало 2021 года, является невозможность подписать контракт в силу технических особенностей интеграции электронной подписи.

 

Также Александр Жемякин рассказал о закупках средств индивидуальной защиты (СИЗ) и других, востребованных сегодня, но не относящихся к категории медицинских, требующих лицензирования, товаров.

 

Помимо электронных торгов, продолжается работа и по «бумажным» контрактам, так как в условиях дефицита, который город остро ощутил на стадии начала пандемии, правила игры диктует поставщик.

 

В ходе выступления председатель Комитета коснулся вопроса изменений 44-ФЗ, отложенным из-за пандемии до 01.01.2021 года. Оптимизация процедур закупок, их сокращение с 11-и до 3х, является ключевым фактором вносимых изменений, предусматривающих также усиление антидемпинговых мер и снижение финансовой нагрузки по контракту за счет раздельного исполнения его обеспечения.

 

Еще одним нововведением станет обязательное с 01.04.2021 электронное актирование. Также планируется внедрение электронного обжалования – процедура, которая будет осуществляться исключительно через Единую Информационную Систему. В целях недопущения злоупотреблений жалобы будут рассматриваться при условии соответствия участника закупки требованию об «универсальной стоимостной предквалификации». Кроме того, станет возможным обжаловать действия банков и региональных гарантийных организаций при предоставлении обеспечения.

 

Изменения коснутся и минимизации издержек потенциальных участников госзакупок и замены гарантийных обязательств банковскими гарантиями.

 

Продолжая мероприятие, Юрий Бурчаков обозначил ряд проблем, с которыми сталкиваются компании, участвующие в закупках, где преференции отдаются СМСП. Для некоторых индивидуальных предпринимателей данная система стала формой бизнеса, заработка на перепродаже контракта. Не являясь плательщиками НДС, они могут демпиговать цены лотов, включающие в себя 20% налога на добавочную стоимость, получая таким образом дополнительные преференции.

 

Президент СПб ТПП вынес к обсуждению вопрос включения в резолюцию Форума предложения о пересмотре критериев оценки разделения бизнеса на категории и об унификации/разделении условий для участников закупок.

 

Еще одним спикером круглого стола стал Евгений Шапиро, руководитель Фонда, представивший вниманию предпринимателей информацию об актуальных на сегодняшний день программах и проектах ФРП СПб. Особое внимание он уделил таким программам, как: «Займы на первый взнос по лизингу» - от 5 до 200 млн руб. сроком до 5 лет, по ставке: первые 12 месяцев – 1% годовых, далее 13-36 - 3% и два последние – 5% годовых, «Займы для приобретение российского оборудования в лизинг» - от 5 до 200 млн руб. сроком до 5 лет, общая ставка не более 4%, а также «Займы для приобретения оборудования в лизинг» - от 5 до 200 млн руб. сроком до 5 лет, общая ставка не более 6% и др.

 

Обращаясь к предпринимателям, он подчеркнул, что город создавал Фонд для модернизации промышленного сектора, к которому относятся все категории бизнеса. На сегодняшний день Наблюдательным Советом одобрено кредитов на 2млрд. 810 млн. рублей, при том что капитализация Фонда предполагала 2 млрд. 650 млн. рублей.

 

«Хочется развенчать миф о том, что мы не работаем с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Если они выпускают продукцию гражданского или двойного назначения, то могут воспользоваться нашими программами поддержки», - отметил Евгений Шапиро.

 

Юрий Бурчаков уточнил у руководителя Фонда, под какой процент дается гарантия Корпорации МСП. Евгений Шапиро ответил, что ставка составляет 1%, тогда как гарантия банков колеблется от 1ого до 2х %. Учитывая данное обстоятельство, и прочие условия кредитования, осуществляемые Фондом программы, являются реальной поддержкой для предпринимателей.

 

Далее президент СПб ТПП пригласил к дискуссии Сергея Михневича, заместителя начальника службы организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен», попросил его рассказать каким образом СМСП могут принять участие в закупках и поставках для столь крупного заказчика.

 

Представитель ГУП «Метрополитен» проинформировал участников встречи о том, что закупки предприятие проводит в рамках соответствующего положения, конкурентные закупки - согласно действующего законодательства (223-ФЗ и Постановление Правительства РФ №1352). Также Метрополитеном был создан перечень товаров, предназначенный для закупки только СМСП, который размещен в Единой информационной системе(ЕИС) и на официальном сайте предприятия, вместе с методикой эффективности закупок, утвержденной ГУПом.

 

Совокупный стоимостной объем договоров, заключенных в 2020 году Метрополитеном с СМСП, составил 89,91%. Предприятие открыто для сотрудничества. Размер обеспечения заявки – не более 2% от начальной минимальной цены; сроки оплаты, положенные законом, – не более 15 дней по принятым работам.

 

Юрий Николаевич поблагодарил Сергея Михневича и обратил внимание предпринимателей на тот факт, что в нашем городе есть и другие крупные предприятия, подобные Метрополитену. Это и Водоканал, и Судостроительная корпорация, и Газпром. Схема сотрудничества с ними схожа с представленной. Но если у компаний возникают вопросы, они всегда могут обратиться за помощью в Санкт-Петербургскую торгово-промышленную палату.

 

Елена Желтухина, вице-президент СПб ТПП, рассказала о деятельности Палаты по осуществлению государственных полномочий, выдаче сертификатов страны происхождения для экспортных целей и госзакупок, а также документов согласно 719 Постановления Правительства РФ.

 

В своем выступлении она отметила, что с 30 апреля 2020 года вступили в силу Постановления Правительства РФ № 616 и № 617, которые унифицировали ранее установленные несколькими нормативными правовыми актами запреты на допуск иностранных товаров.

 

Главным изменением в данных Постановлениях является новый механизм подтверждения российского происхождения промышленной продукции, указанной в Перечнях к постановлениям, а именно, наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, размещенном на сайте ГИСП (Государственной информационной системе промышленности), разработанным Минпромторгом России.

 

Госзаказчики и участники закупок столкнулись с вопросом - что это за реестр и как туда попасть? Основанием для включения продукции в ГИСП российской промышленной продукции является наличие заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» Минпромторгом России. Данное заключение выдается на основании документов (актов экспертизы или сертификатов формы СТ-1), оформляемых уполномоченными торгово-промышленными палатами. В настоящее время на реализацию Постановления № 719 уполномочены 41 территориальная ТПП и ТПП РФ.

 

Участникам закупки необходимо заранее обращаться в уполномоченные палаты за оформлением этих документов. Получить разрешение на закупку Заказчик сможет лишь в случае отсутствия аналогов российского производства, поиск которых происходит автоматически в реестре в ГИСП, после чего ответственный департамент Минпромторга принимает решение о запрете или разрешении на закупку.

 

В завершении выступления Елена Желтухина отметила: «За прошедшие 5 лет действия 719 Постановления Правительства РФ мы наблюдаем, как этот механизм работает и является важным элементом для полноформатного применения 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», который предусматривает различные меры стимулирования внутрироссийского промышленного производства».

 

Юрий Бурчаков отметил, что деятельность торгово-промышленных палат является индикатором состояния бизнеса и по данным СПб ТПП, с начала пандемии снижения количества экспортных сертификатов в сравнении с аналогичным периодом 2019 года не наблюдалось.

Это значит только одно, что вопреки прогнозам о кризисе экономики, предприятия продолжают работать. А наблюдаемый нами прирост обращений в отношении оформления и выдачи сертификатов страны происхождения товаров для целей экспорта и госзакупок говорит об эффективности применения госзаказа.

 

Последним спикером мероприятия выступила Екатерина Лебедева, вице-президент СПб ТПП. Она рассказала о возможности участия в международных тендерах на примере ООН, как еще одном способе выйти и закрепиться на внешнем рынке. Общий годовой объем закупок системы ООН оценивается в 18 млрд. долларов США. При этом закупается не только продукция для обеспечения деятельности организации. Также широка номенклатура товаров и услуг для программ и проектов, реализуемых в разных странах ООН.

 

«Для поиска тендеров достаточно зарегистрироваться на соответствующих порталах данной организации. Документация техническая и заявки подаются на английском языке. И здесь Палата также готова оказать помощь предпринимателям», - сообщила Екатерина Лебедева.

 

Президент СПб ТПП резюмировал: «Государство является крупнейшим заказчиком, наша задача – довести эту информацию до предпринимателей, помочь выстроить механизм взаимодействия, поддерживающий здоровую конкуренцию и развитие экономики страны».

 

По итогам круглого стола будут направлены предложения для включения в Резолюцию, итоговый документ Форума.