DSC_0019-3

На заседании Комитета по торговле СПб ТПП обсудили актуальные вопросы законодательного регулирования отрасли

06.07.2017

5 июля 2017 года в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по торговле СПб ТПП, которое провела Председатель Комитета, заместитель директора Северо-Западного филиала X5 Retail Group по связям с государственными органами власти и СМИ Ольга Волкова. Участие в мероприятии приняли Президент СПб ТПП Юрий Бурчаков, Главный помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александра Кущака Вячеслав Козлов, а также представители ОАО «Каравай», ООО «Пискаревский молзавод», ООО «О’КЕЙ», ТД «Реал», ООО «МЕГА Опт», ООО «Лион-С» и Санкт-Петербургской Региональной общественной организации «Региональный центр по соблюдению прав потребителей».

 

Открывая заседание, Юрий Бурчаков сообщил, что по результатам предыдущих обсуждений в рамках работы Комитета по торговле СПб ТПП подготовлено письмо в Торгово-промышленную палату РФ, содержащее предложения и комментарии по вопросу об установлении запрета на увеличение доли каждой федеральной торговой сети, осуществляющей розничную торговлю продовольственными товарами на территории субъекта РФ, в случае если совокупная доля таких торговых сетей превышает 50 процентов объёма реализованных продовольственных товаров в границах данного субъекта. «Благодаря Палате позиция бизнеса находит свое выражение», - подчеркнул Юрий Николаевич и призвал присутствующих конструктивно поработать, выработав решения по актуальным проблемам.

 

Участники подробно обсудили вопросы, связанные с возвратом нереализованной продукции, и возможные модели его законодательного регулирования.

 

По мнению торговых организаций, сложившаяся система регулируется в достаточной степени, поставщики не обращаются с предложением полной отмены возвратов, считая допустимым 1-5%. При этом продукция возвращается производителю в случае обнаружения брака через оформление претензии. Также поставщик может принять решение о возврате с действующим сроком годности, если использовал ограничение в 5% на рекламные и маркетинговые услуги при низких уровнях продажи.

 

Также отказ от возвратов окажет негативное влияние на малый и средний бизнес, так как ухудшит их конкурентную среду по сравнению с крупными производителями в силу того, что вывод из матрицы ассортимента крупного производителя может составлять до 20%, а у малого производителя – до 80%. Запрет возвратов затруднит вывод на рынок новой продукции, что значительно ограничит ассортимент для покупателей.

 

Была представлена позиция ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга», которая состоит в поддержке категорического запрета возвратов, подразумевающего, что торговая сеть обязана самостоятельно и без каких-либо финансовых обременений для производителей обеспечивать утилизацию нереализованных продуктов питания либо передачу их на переработку третьим лицам. «Нельзя принимать любые возвраты на предприятия, в том числе на безвозмездной основе, так как это неизбежно будет вынуждать хлебопёков вступать в противоречия с законодательством в области качества и безопасности пищевой продукции, - отметил менеджер по проектам ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга»  Павел Сафрыгин.

 

Начальник службы продаж ООО «Пискаревский молзавод» Георгий Житмарев в своем выступлении поддержал предложение ввести запрет на возврат нереализованной продукции с истекшим сроком годности. Кроме того, он прокомментировал обсуждаемую в настоящее время идею о возможном ограничении работы торговых сетей в выходные. «Нельзя запретить торговать сетям в выходные дни. У нас более 90% продукции реализуется через торговые сети, и если мы остановим работу в субботу и воскресенье, то других каналов нет», - заметил Георгий Житмарев.

 

При этом подчеркивалось, что для комплексного решения вопроса возврата необходимо соблюдение баланса интересов между сетями, производителями и потребителями. В частности, директор по связям с общественностью и взаимодействию с государственными органами ООО «О'КЕЙ» Кирилл Масленцин сообщил, что зачастую цена утилизации продукта оказывается выше, чем цена самого продукта. Следовательно, запрет на возврат может привести к сокращению объемов продукции, закупаемой торговыми сетями у производителей. Принципиально важно - до отмены возврата продукции с истекшим сроком годности необходимы новые законодательные нормы о направлении продукции с истекшим сроком годности на вторичную переработку.

 

Ольга  Волкова проинформировала участников заседания о том, что с 1 июня текущего года X5 Retail Group полностью отказалась от возвратов хлебобулочных изделий не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Также председатель Комитета озвучила предложение по решению проблемы с возвратом путем партионного учета. «В случае, если, например, хлебопекарная отрасль могла бы модернизироваться и наносить соответствующий штрих-код на каждый упакованный товар, то интеграция с нашими контрольно-кассовыми аппаратами позволила бы упорядочить этот процесс: товар просрочен – его невозможно пробить на кассе, сегодня истекает срок реализации – автоматическая скидка 50%. Таким образом, мы можем получить новую парадигму и социальный эффект», - добавила Ольга Волкова. Однако Георгий Житмарев сообщил, что, по оценкам ООО «Пискаревский молзавод», сумма модернизации одного предприятия для реализации подобного проекта составит примерно 200 млн. рублей.

 

По результатам обсуждения принято решение собрать дополнительные предложения участников заседания, представителей малого и среднего бизнеса для включения в итоговую аналитическую записку.

 

Помимо вышеуказанных, на заседании были рассмотрены темы, связанные с ходом  исполнения Постановления Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении  Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга» в части согласования и размещения рекламных  и информационных материалов;  готовностью организаций торговли Санкт-Петербурга по подключению контрольно-кассовой техники нового образца и законодательными инициативами в отношении неэтичного использования символов Победы в коммерческих целях (Георгиевская ленточка).

Старая версия